Связаться с нами-  e-mail: orck-opochka@rambler.ru

Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник в Опочке

14 Февраля 2014

         В рамках проведения Года культуры в России Псковский историко-архитектурный  и художественный музей-заповедник  реализуя проект, направленный на популяризацию музейных коллекций, создание систем эстетического воспитания  подрастающего поколения, воспитания патриотизма через актуализацию культурного наследия, побывал в городе Опочке.

         В рамках реализации проекта состоялись многочисленные мероприятия на нескольких площадках Опочецкого районного центра культуры: в районной библиотеке имени А.С. Пушкина, в Доме культуры, в краеведческом музее, и в гимназии.

         В выставочном зале Опочецкого районного центра культуры, работники Псковского музея – заповедника представили вниманию учащихся старших классов муниципальных образовательных учреждений  и Опочецкого индустриально-педагогического колледжа интерактивную программу «В палатах белокаменных» с элементами театрализации, в которой приняли участие сотрудники музея: Анна Агеева, Юрий Конов, Никита Подлиник. Перед началом представления перед присутствующими выступила Жанна Михайловна Аракчеева. Была продемонстрирована презентация об исторической личности и псковском воеводе А.Л. Ордын - Нащокине.

          В районной библиотеке имени А.С. Пушкина прошла выставка репродукций 2-х икон из Опочки: «Рождество Христово с избранными святыми» и «Евангелист Лука, пишущий икону Богоматери». Об истории их появления, возрождения и восстановления; об особенностях подготовки авторов к написанию и созданию шедевров иконописи делились своими знаниями на основе проделанной исследовательской работы заведующая научно-просветительским отделом Псковского музея-заповедника Зинаида Лаврентьевна Колесникова и ученик 7а ласса ОСШ № 4 Даниил Ефимов. Даниилом написана прекрасная краеведческая работа по иконе "Рождество Христово", с которой он неоднократно выступал перед разными аудиториями и, в частности, на краеведческих чтениях "Памятью жива Россия" в Опочке. Икона «Рождество Христово» является шедевром древнерусской живописи второй половины 15 века. 

          Изначально икона находилась в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Опочке, правда, под другим названием и с другим изображением – «Огненное восхождение Ильи». В 1964 году она была вывезена экспедицией ГЦХНРМ под руководством Н.Н. Померанцева и передана в Псковский музей, затем - в Москву. Процесс раскрытия авторской живописи вылился в вол­нующую демонстрацию мастерства наших реставраторов. Прямо на гла­зах исчезала легко растворяющаяся масляная краска, и вместо компози­ции «Огненное восхождение Ильи» во всей своей первозданной красоте выступали под искусными руками реставратора красочные переливы псковской иконы XV века на совер­шенно другой сюжет — «Рождество Христово».

Икона  была выставлена в Санкт-Петербурге, где она и осталась на долгие годы в 1992 году икона вернулась в Псков, в Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.  Огромную работу (с 1992 по 2008 г.г.) по восстановлению нюансов, не учтенных в процессе предыдущей реставрации, но очень важных для восприятия этого памятника, проделала реставратор музея Наталья Михайловна Ткачева Она провела повторное раскрытие и тонирование иконы. И в результате «икона умылась…»  

Сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставрации М.М. Красилин отмечал: «Одной из самых загадочных и труднообъяснимых икон по-прежнему остается "Рождество Христово" из города Опочки. По мнению протоирея Николая Погребняка икона «написана столь непосредственно, что кажется, будто иконописец при моменте Рождества Христова сам присутствовал или хорошо запомнил слышанный в детстве Евангельский рассказ, даже имена участников события он со слуха воспроизводит, с искажениями - и все свои детские впечатления изобразил он на доске». Источником иконографии Рождества Христова являются Евангелия от Матфея и от Луки. 

Икона в музее висит,

Намоленная веками.

Какой укоризненный вид.

В музее висит, а не в храме!

 

Спаситель отводит взгляд,

Ведь если посмотрит – заплачем!

Постыдно из церкви изъят,

И цифрами обозначен.

                                Н. Карташева

                      В ходе проведенного опроса Даниилом Ефимовым большинство респондентов склонилось к мнению - место иконы, как предмета культа и поклонения, в храме. Но если говорить о конкретной иконе, которая является шедевром живописи, ее место в музее. Объясняли свой выбор следующими доводами: во-первых, икона 15 века требует особых условий содержания, особого микроклимата, заботы специалистов. А это может обеспечить только крупный государственный музей.  К тому же «Охотников» за старинными иконами  много.

Разговор шел и об истории религии, и об используемых красках в иконописи; о чувствах, вызываемых при обращении к иконам. Присутствовали учащиеся 7-х и 8-х классов ОСШ № 4 и жители города.

Детские сады, начальные классы школ города побывали на культурно-образовательной интерактивной программе «Мир русского дома». Ведущая - научный сотрудник музея Анна Викторовна Егорова - подготовила для передачи достоверных сведений по истории русского быта театральную постановку. Весь материал передавался от лица рассказчика-Куклы. Дети смогли внимательно рассмотреть постройки русской избы через макеты. Услышали об обычаях русской семьи в начале 20 века. В увлекательной и доступной форме получили знания о семейных праздничных традициях, например, чаепитии.

На интерактивной программе «Солдатский привал» побывали учащиеся 5-х, 6-х и 8-х классов гимназии; 5-х, 6-х классов ОСШ № 4; коррекционной школы. Старший научный сотрудник Псковского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Марина Николаевна Сафронова раскрывала ребятам тему Великой Отечественной несколько необычно и при этом завораживающе. Она постоянно вовлекала их в общий разговор. Вместе с ней они рассуждали, решали задачи, запоминали преподнесенные уроки.

 Все действо сосредоточилось вокруг главного героя войны – простого солдата. Обычные вещи, что окружали бойцов, теперь это уже музейные экспонаты, выставлены были  на столах не только для обозрения, можно было подойти и потрогать войну руками. Ребята смогли примерить плащ-палатку, надеть боевую каску, завязать «сидор» (вещмешок), «попить», не вынимая флягу из чехла и вернуть ее на место. С воодушевлением пытались учащиеся отгадывать, что скрывается за военными прозвищами. Так, русский самолет ИЛ-2 имел целых пять прозвищ: черная смерть, адская мясорубка, этажерка, «рус фанер», летающий танк, данных немцами, а наши солдаты любовно называли его «старшина». «И-16 называли ишачок». Противотанковая 40-миллиметровая пушка получила прозвище «Прощай, Родина!» Американская тушенка – 2-й фронт. Зачитывали ребята прозвища с треугольников-писем. Подобные треугольники с написанными письмами отсылались солдатами домой, к родным и друзьям. Многое не могли написать по причине цензуры и исходя из нежелания расстраивать самых близких людей. Но вот Марина Николаевна приводит пример письма от 16-летнего мальчишки-бойца Виктора Антипова: «Два месяца идут, не переставая, бои. Ботинки сделались как решето. Ранен в обе ноги. В госпитале не лежал, но уже заживают. 17 осколков вынул». По сути, ребенок, он доверчиво, открыто сообщает такие подробности, которые тяжело отзовутся в материнском сердце. Обычно писали о себе скупо: «Жив-здоров. Не беспокойтесь». И суеверно добавляли: «Пока», чтобы остаться в живых. Марина Николаевна обращает внимание ребят на то, что раньше в письмах к родителям обращались на Вы, чего почти не встретишь в сегодняшней жизни. Приводит в пример письмо капитана, уроженца Псковщины Иванова Ивана Ивановича: «Здравствуйте, дорогая мама. Сегодня, наконец, получил письмо. Сегодня я имею счастье. Уж на что я стал крепким за войну, слезы полились, не переставая». Вот так дорожили письмами от родных бойцы. Сердца их не ожесточались. Напротив, увеличивались любовь и жалость к родным, друзьям, русским людям, и росла ненависть к врагу. Предмет за предметом берет с выставки М.Н. Сафронова и повествует о деталях солдатского быта. Ребята смотрят на разные котелки и определяют их практичность. Держат в руках чемодан для лент, использующихся при пушечной стрельбе. И ребята высчитывают, какой груз тащили на себе артиллеристы, идя в атаку или отступая. О главном солдатском богатстве – ложке, о еде, что поставлялась для солдата, о проверке друзей шла речь на интерактивной программе «Солдатский привал». Но, главное, что должны вынести ребята со встречи – смогли бы они посмотреть в глаза воинам, положившим за них жизнь?

Уроки войны – главные уроки жизни: когда все встает на свои места, ясно виден подлец и патриот; очищаются мысли, меняются приоритеты.

Старший научный сотрудник Псковского музея Арсений Борисович Постников, автор книги об А.Л. Ордине-Нащокине, выступая в краеведческом музее перед историками и краеведами района, проинформировал их об истории образования Древлехранилища, о документах-источниках, находящихся в нем, представил презентацию научного каталога о документах 16-18 вв. из фондов  Древлехранилища Псковского музея и своей новой книги «Добрый человек старой Руси А.Л. Ордин-Нащокин: его иноческое бытие и благотворительная деятельность в Пскове в 1670 гг.». При этом демонстрировались слайды подлинников, текст которых легко зачитывал Арсений Борисович. После выступления он ответил на вопросы участников встречи. По завершении торжественно вручил директору ОРЦК Г.П. Евдокимовой том «Древлехранилище Псковского музея. Обозрение русских рукописных документов 16-18 вв.» для библиотеки.