Связаться с нами-  e-mail: orck-opochka@rambler.ru

Прекрасные мгновения

11 Февраля 2015

 

Многогранные , насыщенные мероприятия, подготовленные специалистами Пушкинского заповедника, прошли в Опочецком индустриально-педагогическом колледже.  Интерактивное занятие «Язык веера», сопровождающееся демонстрацией презентаций, Надежда Валерьевна Шабловская  провела на одном дыхании. Скучать студенткам было некогда. Вслед за обзорной презентацией об имениях в Пушкинском заповеднике, просмотром архитектурных памятников, природных ландшафтов звучит рассказ, иллюстрируемый фотографиями из ж. «Модные картинки», о доступных средствах связи, о моде, модных аксессуарах 19 века. Среди последних: парюры, зонты, крючки для застегивания пуговиц, гребни, веера (расписывались порой даже известными художниками). У Екатерины II была коллекция из 10 тыс. вееров. 3 веера Н.Н. Гончаровой сохранились в Московском Государственном музее. В учебниках моды и этикета можно было изучить язык веера. Девушки, жестикулируя веером, передавали свое отношение к мужчине, говорили о чувствах, назначали свидание…

Фразы означали: «да» - приложить веер левой рукой к правой щеке; «нет» - приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.

«Я Вас люблю» - правой рукой указать закрытым веером на сердце.

«Верить ли Вашим словам?» - закрытый веер держать у левого локтя.

«Вы меня огорчили» - быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками.

Цвет веера говорил о невинности (белый), верности (голубой), нарушенном мире (черный с белым), радости и счастье (красный), надежде (зеленый) и др.

Погружаясь в 19-е столетие, девчонки рассматривают старинные открытки и пишут настоящими перьями, макая их в настоящие чернила в чернильницах-непроливайках, послания-поздравления («валентинки») в стиле позапрошлого века своим знакомым молодым людям. Это было настоящее смакование удовольствия.

Научный сотрудник службы творческих проектов и грантовой работы Елена Михайловна Федорова  раскрывала для студентов ОИПК тему «Пушкин в Михайловском». В каждом зале Государственного историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» Елена Михайловна провела заочную экскурсию. Молодежь впитывала в себя подробности из жизненного пространства и окружения великого поэта в ссылке, слушала прекрасное исполнение его стихов и проникалась особенным чувством преклонения перед вечно сияющим гением.

Интересной, несколько необычной и тем заманчивей для современных юношей и девушек стала тема «Воспитание в дворянской семье». Перед глазами молодых людей сменяются кадры, а Татьяна Владимировна Морозова рассказывает о Москве 19 века, немецкой слободе, семействе Львовых и няне, страстно любившей своего питомца Сашеньку. К родителям обращались в то время только на Вы, почитали, не смели ослушаться и слова молвить без позволения на то старших. Куклы в 19 веке передавали по наследству. В 16 лет дети становились взрослыми. Во времена Петра I – в 13-14 лет. Девочки – главные хозяйки в будущих семьях, естественно к этому и готовились. Они учились не только хорошим манерам, но и ведению хозяйства. По очереди вели дом, дежурили по неделям, месяцам, сдавали дежурство при полном порядке даже в шкафах (кухонная утварь, продукты). Мальчиков сызмальства учили зарабатывать деньги, готовили к военной службе. Они играли в солдатиков, проходили трудовое обучение и др. Обучение чтению, причем на языках-оригиналах, начиналось рано. Пушкин любил французский. В целом обучали разным дисциплинам: чистописание, рисование, география. Популярны были игры в шахматы, лото, цесарки. Домашнее обучение вели в основном гувернеры и гувернантки, учителей было мало. Существовал строгий регламент преподавания дисциплин, порой избыток напряжения в учебе создавали излишне буйные нравы гувернеров. Из учебных заведений для девочек известен Институт благородных девиц, позже – женские пансионы. Экзамен – первый бал. Мальчики подрастали и отправлялись на военную службу. Все молодые дворяне обязаны были стать военными.

Заключительным аккордом занятия стали кадры первого бала Наташи Ростовой и вопрос Татьяны Владимировны, адресованный ребятам: «Хотели бы вы посетить бал в Дворянском собрании? И почему?»

Вперед вырывается «да» и сминается «нет». Поведение, умение танцевать, одеваться, изъясняться, держаться – этому в настоящее время, увы, не уделяется пристальное внимание.

 Было чему поучиться молодежи на занятиях, о чем задуматься и взять с собою в жизнь.

Уроки специалистов всегда найдут отклик в сердцах.