Связаться с нами-  e-mail: orck-opochka@rambler.ru

О пребывании в Опочке кавказских горцев

22 Ноября 2018

21 ноября в Опочецком краеведческом музее была организована встреча, посвященная пребыванию ссыльных горцев в Опочке с 1878 по 1881 годы.

На мероприятие были приглашены историки, краеведы, представители общественности и студенты Опочецкого индустриально-педагогического колледжа. Почетные гости встречи - редактор газеты «Курьер» Олег Константинов, заместитель председателя дагестанского землячества Мурадалиев Руслан и историк, краевед Александр Владимирович Кондратеня.

Начальник музея Н.А. Евдокимова поприветствовала гостей и предоставила слово Кондратене А.В.  Александр Владимирович рассказал об основных событиях, связанных с жизнью пленных в Опочке.

Кавказская война, длившаяся более 45 лет (1817 - 1864), завершилась покорением народов Кавказа и массовым переселением горцев, не пожелавших подчиниться русскому царю. С 1862 по 1882 годы одним из мест их ссылки стала Псковская губерния.

Министерство внутренних дел разместило часть семейств в уездном городе Опочке Псковской губернии в пустующих казармах. Согласно предписанию, ссыльные должны были следовать в Опочку под конвоем тремя партиями, в составе каждой из которых около 200 душ. Их прибытие ожидалось 30 января, 4 и 9 февраля 1878 года.  Около 10 % прибывших оказались больны тифом, который тут же начал быстро распространяться. Местными властями предпринимались меры по оказанию медицинской помощи, организации правильного питания и быта переселенцев. Не осталась в стороне и общественность. Для улучшения надзора и ухода за больными, приготовлением и разнообразием их пищи в Опочке, "составился особый попечительный дамский комитет с ежедневным дежурством". Постепенно быт ссыльных наладился. К октябрю 1878 года 11 мальчиков-горцев обучались русской грамоте. В казармах открылись мастерские по изготовлению серебряных и медных изделий, сапожного дела, что способствовало получению дополнительных заработков переселенцами.

Ссыльные горцы пробыли в городе около трех лет. Многие из них умерли от чужого климата и тоски по родине. По воспоминаниям современника, "кладбище для них было отведено за Новоржевской слободой, рядом со старым иудейским. Поговаривали, что горцы получили свободу и возвращены на родину по ходатайству Опочецкой помещицы княгини Дондуковой-Корсаковой, жены кавказского наместника князя А.М. Дондукова-Корсакова.

В память о пребывании горцев в Опочке  городская Дума в 1910 году назвала одну из улиц Опочки Кавказской.

Олег Константинов рассказал студентам о поисковой работе по нахождению турецкого кладбища времен русско-турецкой войны 1877-1878 годов в Порховском районе. Сейчас Олег Константинов очень заинтересовался вопросом о том, где же хоронили пленных горцев в Опочке, где именно находилось кавказское кладбище. В результате поисков был сделан вывод, что место под захоронение было отведено на так называемой Жичкиной горе.

Следующий выступающий Руслан Мурадалиев немного рассказал об истории кавказской войны и о своей родине.

Хотя на встрече вспоминали трагические события из жизни кавказского народа, встреча проходила в дружеской обстановке. Был поднят вопрос о необходимости установления памятных знаков на Кавказской улице и Жичкиной горе, ставшей могилой для многих горцев, умерших в Опочке.

Всех очень заинтересовал вопрос о сохранившихся в Опочке изделиях, изготовленных ссыльными, ведь среди них были очень хорошие мастера серебряного производства с чернью.  Местные купцы, духовенство, богатые мещане давали им заказы на изготовление серебряных запонок с чернью, дамских браслетов и  мундштуков. К сожалению, пока в фонде Опочецкого краеведческого музея таких экспонатов не обнаружено, хотя некоторые вещи имеют схожий восточный орнамент. Поэтому работники музея обращаются к жителям Опочки: «Если у вас остались интересные серебряные или медные вещицы с восточным орнаментом, принесите их в музей, чтобы мы могли сделать фото и, по возможности, идентифицировать предмет. Было бы здорово не только знать о пребывании горцев в нашем городе, но иметь хотя бы фото экспоната, подтверждающего данный факт.