"Маргаритки и розы"

09 Декабря 2016

9 декабря 2016 г. состоялась встреча специалиста Опочецкой районной библиотеки имени А.С. Пушкина, отделения МБУК «ОРЦК» - Г.В. Гуль с учащимися 7а класса гимназии, СП МБОУ «ЦООР». Галина Васильевна рассказала детям о прекрасной певице Вере Николаевне Кудрявцевой-Лемешевой (1911-2009), Заслуженном деятеле искусств РФ, профессоре кафедры сольного пения Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, которая провела детство и юность в Опочке.

 Опочка. Торговая площадь. Дом купцов Кудрявцевых - угловой, с четырехскатной крышей в левой части снимка. В 1918 году в нем была выделена жилплощадь
для семьи их однофамильца - Николая О(А)нисимовича Кудрявцева. Выпускник физико-математического факультета Петроградского университета Николай Онисимович Кудрявцев был прекрасным педагогом. Очередным назначением стало реальное училище г.Опочки. Должность директора училища он совмещал с должностью председателя попечительского совета женской гимназии им. А.С.Пушкина (позже школа 2-й ступени им. А.С.Пушкина - та, что в здании резиденции генерал-губернатора), преподавал физику.
С ним приехала в Опочку жена Мариамна Федоровна Кудрявцева, дети (всего их было 13, трое умерли в младенчестве) и брат Иван Онисимович Кудрявцев. Десять детей Кудрявцева выросли, получили образование. Судьба многих из них сложилась непросто. Старший сын Николая Кудрявцева Владимир возглавлял подразделение бойцов-красноармейцев спецотряда ЧОН (часть особого назначения).
Детские воспоминания младшей дочери Веры связаны с Опочкой. В Опочке в то время был сильный для такого городка любительский драмкружок, которым руководил Михаил Петрович Румянцев. Ставились классические пьесы, пользовавшиеся популярностью не только среди взрослых, но и детей.
Николай Онисимович не жаловал перерождение детских увлечений своих дочерей театром и музыкой в профессию. Потому по переезде в Ленинград Вера заканчила курсы «Техмасс» (Техника - в массы) и устроилась лаборанткой на Литопонный завод им. Воровского. Однако мечту о сцене она не оставила и непрерывно занималась музыкой, поступив в Вечернюю рабочую консерваторию в Ленинграде.

"За отличную учебу в 1936 была переведена в Ленинградскую консерваторию сразу на второй курс. На 5 курсе Вера получала Сталинскую стипендию. Будучи студенткой, выходит замуж за будущего солиста Малого оперного театра Михаила Довенмана.
После окончания консерватории собиралась пробоваться в Малый оперный театр (Малегот), но началась война. В тяжелейших условиях в эвакуации в Ташкенте начала активно работать в театре, давать концерты в госпиталях и вести педагогическую деятельность. Там появился на свет ее сын Андрей.

В 1944 Кудрявцева вернулась в Ленинград и была принята в Малый оперный на ведущие партии. За несколько лет спела немало трудный ролей: Иоланта, Чио-Чио-сан, Наташа Ростова («Война и мир» Прокофьева), Маженка в «Проданной невесте» Сметаны, Мими в Богеме, Леонора в «Трубадуре» и Елена в «Сицилийской вечерне» Верди, Царевна в «Кощее Бессмертном» Римского-Корсакова. Особенный успех Веру Кудрявцеву ждал в «Евгении Онегине» в роли Татьяны.

В 1948 году на гастроли в Ленинград прибыл Сергей Лемешев, и состоялось их знакомство на репетиции «Онегина». О встрече с Лемешевым Вера Николаевна рассказывает в документальном фильме «Кумир» (2007). Став женой Лемешева, Вера Николаевна пожертвовала званием Заслуженной артистки РСФСР: «Соединив наши жизни, я отказалась от известности, хорошей работы, которая у меня была в Ленинграде. Ушла в никуда. Начало нашего брака - сплошные переезды в "Красной стреле". День в Москве, день - в Питере. Ночь - в дороге. А на московском перроне, утром, - обязательно Лемешев с цветами. Их счастливый брак продлился двадцать семь лет.

С 1955 по 1968 Вера Николаевна - солистка театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а также постоянная партнерша Лемешева по камерным концертам в Москве и Ленинграде. Случалось им выступать вместе и в спектаклях во время гастролей, и даже сниматься в фильме-опере «Дубровский».

"С конца 1960-х Вера Николаевна преподает в Московской консерватории. Летом 1968 года она буквально спасает Сергея Яковлевича, быстро вызвав скорую помощь – у него случился обширный инфаркт. В течение двух месяцев она проводит с ним в больнице по 8 часов в день, успевая при этом преподавать. «Вера продлила мои годы и творчество», - позже говорил Лемешев». После его смерти Вера Николаевна посвятила себя увековечению его памяти. Она переиздает мемуары Лемешева. В 1985 принимает участие в создании документального фильма «Сергей Яковлевич Лемешев». Приезжает на все концерты памяти Лемешева, вносит значительные суммы денег на создание его музея в Князеве, помогает составлять экспозицию.

Из воспоминаний Веры Николаевны Кудрявцевой-Лемешевой о городе Опочке:

«Опочка – это мое детство и юность… Мы жили в двухэтажном доме на Соборной площади – Доме колхозников. Комнат там было много: кабинет отца, матери, комнаты для старших дочерей, комната с партами для занятий младших детей. Был у нас и большой зал с ковром и аллеей цветов в кадках. Мама любила цветы, они украшали все окна. В углу стоял рояль.

Наша семья оказалась в центре музыкальной жизни города. В доме постоянно звучала музыка, устраивались спектакли, елки. Сестры прекрасно играли на фортепиано. Все пели. Отец тоже имел хороший голос и участвовал в наших праздниках. Выступали мы все и в городском клубе.

Любимой зимней забавой было катание по льду Великой под парусом. Кроме музыки, танцев, я очень любила лошадей! Во дворе нашего дома была конюшня комиссариатских лошадей… Узнав однажды, что я скачу верхом по утрам поить лошадей и потому опаздываю на урок математики, отец строго спросил маму, кого она воспитывает.

В нашей семье всегда соблюдалась строгая дисциплина. И только мама не вписывалась в ее жесткие рамки. Она была доброй, ласковой, мудрой и всю себя отдавала детям. В свободное время, которого у нее было немного, она погружалась в чтение. Зачитывалась Тургеневым.

Мы были обязаны вовремя ложиться спать, аккуратно складывать одежду, иметь чистую обувь. Обедать, ужинать садились в столовой всей семьей и обязательно крестились перед едой.

В Опочке мне все тогда казалось таким прекрасным. И большой белый собор на площади. И мостик, перекинутый к Валу. Прогулки на Валу по дорожкам и аллеям, ведущим к беседкам, привлекали туда много народа для отдыха и развлечений. Был там и театр, куда с драматическими и оперными спектаклями приезжали артисты из разных городов России. Особенно мне запомнился приезд в Опочку из Петрограда артистки Александринского театра М. Л. Бочарниковой. Играли «Принцессу Турандот». Позже, познакомившись с Марией Леонидовной ближе, мы подружились на долгие годы. Тогда в Опочке я поднесла актрисе маргаритки, а когда сама стала артисткой, получила от нее великолепные розы!

В Опочке наша семья пережила гражданскую войну и голод. Пришлось расстаться с роялем. Отец давал дополнительные уроки за продукты – муку, горох, капусту. На кусочке земли, который нам дали, мы разбили грядки. Сажали лук, картошку, всякую зелень. Чтобы хоть как-то поддержать, сестра Зинаида брала меня с собой в деревню, где давала уроки детям не раскулаченных еще крепких хозяев. Меня вместе с нею кормили вкусными обедами, угощали ягодами, фруктами.

В школе я слыла способной, но шаловливой девчонкой. Но уже тогда преследовала одну цель – стать певицей. Помню, как в Успенской церкви в чистый четверг я пела соло из «Разбойника Благоразумного», и весь наш класс 2-й ступени пришел в церковь послушать меня и хор. … Однажды в Святых Горах в день рождения А.С.Пушкина я исполняла два романса на стихи Пушкина: «Я помню чудное мгновенье» Глинки и «Ночь» Рубинштейна…

В 1980 году заглянула в город моего детства и юности – Опочку. Но как я была разочарована… Трудно было узнать и сам город, и обмелевшую местами Великую. Порадовал лишь краеведческий музей. Здесь я увидела бережно сохраненные фотографии: мой отец и мой брат Константин в кругу учащихся реального училища, старший брат Владимир во главе подразделения бойцов-красноармейцев спецотряда ЧОН (часть особого назначения)».

Вера Николаевна умерла, когда ей было почти 98.

Вниманию детей была предложена презентация «Маргаритки и розы». Они смогли увидеть фотографии В.Н. Кудрявцевой-Лемешевой и великого певца в разные годы, включая фото из архива Опочецкого краеведческого музея. Была предоставлена школьникам и возможность прослушать отрывки из Арии Маши из т/ф "Дубровский" по опере Э.Ф. Направника (1960 г.); Сергей Лемешев и Вера Кудрявцева. Дуэты. Э.Направник, П.Чайковский, Ш.Гуно, Ж.Массне, Р.Вагнер. Записи 1952-1966 г.; Дуэт Иоланты и Водемона.

Полные впечатлений, дети от души поблагодарили ведущую за интересную информацию о прославленной опочанке. Чем больше они узнают замечательных имен родного края, тем более будут испытывать любовь к малой родине и гордость за нее.