Преимущественное право было определено за современной женской поэзией. Так удалось отметить одновременно женский день и грядущий Международный день поэзии. Во всех ипостасях прославилась женщина. И в поэзии, в частности. Долгое время женщина оставалась лишь объектом поэзии и только в 20 веке (до этого были отдельные попытки) пришла и уверенно заговорила на своем особенном языке, передавая самые тонкие, глубинные оттенки явлений, обнажая свое жертвенное начало.
Кто же они, первые женщины- поэты, заявившие о себе, кто выделяется в современном мире? Слайды презентации сменяли друг друга, напоминая о великих именах и озадачивая неизвестными. Есть простор для нового прочтения.
Что же такое женская поэзия, какова ее суть, какие затрагивает темы? На примере двух современниц Инны Кабыш и Веры Павловой была сделана попытка разобраться в этих вопросах. Очень разные, но однозначно талантливые поэтессы, привлекающие своим творчеством внимание, интригующие и заставляющие размышлять.
По мнению Инны Кабыш стихи взращивают душу, «строят» ее по законам гармонии, делают ее красивее и сильнее. Она знает, в чем формула женского счастья и ей нравится поэзия о любви, о разной любви:
А любовь – это руки. И чуть – голова.
Авгиевы конюшни.
Я любила тебя, засучив рукава
И подол подоткнувши.
А любовь – добыванье металла из руд,
Разбивание сквера;
Добровольный пожизненный труд;
Золотая галера.
*
Один видит мое платье,
другой видит под платьем ноги,
А третий видит настолько глубже,
Что, когда мы встретимся на том свете,
Он меня, конечно, узнает первым.
*
Назвать мгновение прекрасным,
- сказать – я не могла
ни перед зеркалом бесстрастным,
где красота моя цвела,
Ни на любви мятежном ложе,
ни в доме, где царил покой,
ни там, где то, что мне дороже
всего:
Над кровною строкой.
Ни власть, ни молодость, ни сила:
И лишь с младенцем у груди
Я день и ночь в слезах просила:
«Мгновение, не проходи!..»
Если особенностью творчества Инны Кабыш является пропоэзия или стихопроза, то поэзию Веры Павловой отличает использование жанра поэтической миниатюры, заключенной в музыкальную форму. Форма стиха для нее важнее содержания. Часто Павлову сравнивают с Мариной Цветаевой.
Девочке хотелось замуж,
И она про это пела
Тонким голосом романсы.
Девочке хотелось замуж,
И она капусту ела
И грустила по мучному.
Замуж! – девочка вздыхала,
Долго рифму подбирала
И заканчивала строчку.
Девочке хотелось замуж,
И она за это часто
Била маленькую дочку.
Самозабвенна и лукава - Что-то в глаз попало?
Победа, горькая на вкус. – Твоя ресница.
Минет – змеиная забава. – Чем же ее вымыть?
Отсасываю свой укус. – Твоими слезами.
- Чем же вытереть слезы?
- Твоей щекою.
- Как же мы друг без друга?
- Как друг без друга.
Из всех поэтов Вера Павлова выделяется своей ироничностью, афористичностью, образностью. В нескольких строках ей удается передать и запечатлеть целый мир – мир женщины.
Какая же поэзия привлекает опочан, мужская, женская? - Хорошая!
Кто-то открыл для себя новые имена или пристальнее вгляделся в уже известные. Другой пополнил саквояж любимых поэтических сокровищ. Поэзия живет в нас, развивается. Она, как и мы, наша жизнь, разнообразна и непредсказуема. Томик стихов под рукой всегда окажется кстати, придет на помощь, разнообразив отдых, поддержит в трудную минуту, расцветит мир и сделает нас красивее!.