Связаться с нами-  e-mail: orck-opochka@rambler.ru

Пылесос "Чайка"

Недавно, в Опочецкий краеведческий музей поступил интересный предмет советского быта. Это пылесос «Чайка», выпущенный в 1983 году.

"Чайку" производили в Москве на заводе "Коммунар" с 1955 года. Это был длинный прямоточный пылесос и стоил около 45 рублей. Иметь пылесос и стиральную машину было пределом мечтаний каждой советской хозяйки. Кто-то записывался и ждал полгода холодильник, кто-то выигрывал в лотерее, а кому-то технику дарили за победу на соревнованиях. И у людей были истории, приятные воспоминания, связанные с этой вещью. Если ее покупали, то брали на всю жизнь, и умели ценить. В отличие от стиральных устройств, часто ломавшихся, советские пылесосы практически не давали сбоя. Некоторые модели были универсальны в быту и могли использоваться даже в качестве фена (!).  Дело в том, что все пылесосы того времени имели выдувное отверстие – к нему можно было прикрепить насадку, чтобы залить воду и опрыскать цветы, лак или побелку – чтобы покрыть им мебель или покрасить потолок, а можно было и просто высушить волосы. В СССР этот пылесос стал народной моделью, поскольку был безотказен и прост в эксплуатации. Особо отмечались его стильный дизайн и эргономичность. Советская техника была очень надежной, потому что при расчете конструкции закладывались запасы по мощности и  ресурсам. Мотор такого пылесоса мог работать до 40 лет.

Очень интересна история самого завода «Коммунар». На самом деле этот завод был создан еще в 1893 году. Историческое название завода - «Дукс». Это императорский самолетостроительный  московский завод, основателем и владельцем которого был  инженер и автоспортсмен Юлий Александрович Меллер. В самом начале своей деятельности Меллер организовал сборку велосипедов. Все велосипеды фабрики „Дукс“ выглядели изящно, имели узкую каретку и лёгкий вес. В первые годы 20-го столетия «Дукс» расширил ассортимент своей продукции. Вначале он стал строить различные варианты мотодрезин и автомобилей на железнодорожном ходу. Затем начал производить мотоциклы и автомобили. После русско-японской войны предприятие открывает новое направление — авиационное. Первый самолёт был построен в 1909 году по проекту Фарман. 10 августа 1910 года аэроплан N 1 типа «Фарман» фабрики «Дукс» под руководством пилота С. И. Уточкина, впервые поднялся в воздух. В первом же полёте на этом самолёте  было установлено три рекорда: «на продолжительность», «с пассажиром» и «на высоту». Самолёты «Дукс» сразу стали одними из лучших русских самолётов того времени. В 1913 году на самолете под названием «Ньюпор-IV» дуксовского производства лётчик штабс-капитан Пётр Николаевич Нестеров впервые в мире выполнил знаменитую «мёртвую петлю», впоследствии названную его именем. До национализации в 1918 году на «Дуксе» производилось 22 типа самолётов, включая гидропланы. Помимо них, фабрика также строила дирижабли. «Дукс» был основным поставщиком самолётов для русской армии. В годы первой мировой войны Военному Ведомству было сдано 1569 самолётов и гидропланов.

После революции Меллер эмигрировал, сведений о его дальнейшей судьбе нет. Завод «Дукс» был переименован и продолжал работать и дальше, но автомобилями не занимался. Во время Великой Отечественной войны на заводе выпускались штурмовики Ил-2. С 1950-х годов завод становится специализированным серийным предприятием по выпуску авиационного вооружения (стрелково-пушечное вооружение, ракеты класса «воздух-воздух»). Кроме того, на предприятии десятками тысяч выпускались различные модели пылесосов «Чайка». С 1963 года предприятие стало называться Московский машиностроительный завод «Коммунар».

В 1993 году заводу вернули историческое название «Дукс».

В настоящее время основной продукцией АО «Дукс» являются ракеты класса «воздух-воздух» ближнего высокоманёвренного боя Р-73, Р-73Э и их пусковые устройства.

Производство советской техники с распадом СССР остановилось. На рынок хлынул дешевый импорт, и отечественный товар стал невостребованным. Советские приборы были более громоздкими, потому что их создавали из прочных материалов, и, соответственно, уступали зарубежным по внешнему виду, эргономичности. Все чаще некогда желанные и необходимые предметы стали оказываться на помойке, поэтому мы, сотрудники музея, очень рады, что есть люди, которые  не выбрасывают предметы еще недавнего советского прошлого, а приносят их нам. Большое спасибо Петровой Наталье Николаевне – она активно пополняет фонд музея предметами советского быта. Мы призываем всех граждан последовать её примеру, ведь фонд единственного в нашем районе музея пополняется только подаренными экспонатами.